Внимание! Пирамида!

Способы совершения преступлений в финансово-кредитной системе.

Признаки, методы и механизмы деятельности «финансовых пирамид» по привлечению средств граждан История «финансовых пирамид» насчитывает уже не одну сотню лет. Первые подобные организации появились во Франции в начале XVIII века. Впоследствии бурное развитие они получили в США. До России они добрались в середине 90-х годов прошлого века.

Расцвет деятельности «финансовых пирамид» в нашей стране был связан с процессом приватизации и зарождением национального финансового рынка. Первой классической в современном понимании «финансовой пирамидой» была признана основанная летом 1919 года в США итальянским эмигрантом Ч. Понци компания «The Securities and Exchange Company», которая занималась выпуском долговых расписок, якобы гарантирующих беспрецедентные для того времени прибыли – от 50 до 100% – через 45, 90 или 180 дней после их оплаты за счёт не запрещённой законодательством одновременной купли и продажи почтовых марок в странах Европы и США.

Вторая волна «строительства финансовых пирамид» в России совпала с началом мирового финансового кризиса в 2008 году. Нынешние «пирамиды» принципиально отличаются от действовавших во второй половине 90-х. Современные пирамиды существенно мельче, но их значительно больше, они стали разнообразнее и в большей степени ориентируются на специфику аудитории, с которой имеют дело.

Схемы, которые используются для привлечения денежных средств граждан и юридических лиц, в значительной степени используют возможности информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что позволяет, с одной стороны, дойти непосредственно до потребителя «услуг», а с другой – затруднить контроль за ними.

1. Проекты, не скрывающие, что они являются «финансовыми пирамидами». Как правило, такие проекты строятся на принципах сетевого маркетинга, когда доход участника формируется за счет вложений новых привлекаемых им участников. На сайтах таких «финансовых пирамид» довольно логично и убедительно раскрывается механизм таких проектов. Основным аргументом организаторов является развитие российского и мирового интернет-пространства, которое, по расчётам организаторов «финансовых пирамид», должно позволить еще долгие годы привлекать новых участников и тем самым зарабатывать деньги.

2. «Финансовые пирамиды», позиционирующие себя как альтернатива потребительскому и ипотечному кредиту. Такие структуры рассчитаны на заёмщиков, которым отказали другие финансовые учреждения. Клиентам предлагаются различные программы, в том числе на приобретение автомобилей, квартир, земельных участков и т.п. Обычно проценты по таким займам существенно ниже банковских ставок по кредиту. При этом привлечение денежных средств от населения осуществляется в виде первоначальных взносов по оплате займов, составляющих от 5 до 20% общей суммы.

3. Различного рода проекты, работающие под видом микрофинансовых организаций, кредитно-потребительских кооперативов и ломбардов. Чаще всего такие организации привлекают денежные средства от населения в виде займов или путём продажи им различных векселей с целью дальнейшей выдачи займов своим клиентам под более высокий процент. Такие проекты могут существовать в виде виртуальных бирж, обеспечивающих взаимодействие лиц, желающих взять и дать займы.

4. «Финансовые пирамиды», предлагающие услуги по рефинансированию кредиторской задолженности физических лиц перед банками и микрофинансовыми организациями. Схема деятельности данной «финансовой пирамиды» заключается в том, что клиент передаёт компании денежные средства, составляющие около 30 % суммы взятого им ранее в финансовой организации кредита или займа, а компания обязуется уплатить банку или микрофинансовой организации всю сумму обязательств клиента.

5. Деятельность псевдопрофессиональных участников финансового рынка, активно рекламирующих свои услуги по организации торговли на рынке Форекс (Forex). Форекс (Forex) – это международный межбанковский рынок обмена валюты по свободным ценам. Однако очень часто в СМИ и сети Интернет встречается реклама финансовых посредников, так называемых дилинговых организаций, предлагающих населению принять участие в спекулятивной игре на Форексе. В такой рекламе может говориться о профессионализме сотрудников дилинговой организации, а также о перспективе заработать с их помощью целое состояние. В случае если человек соглашается сотрудничать с кем-то из посредников, действующих на этом рынке, все риски он берет исключительно на себя.

Внешние признаки «финансовой пирамиды».

Организации, физические лица или публичные проекты, являющиеся «финансовой пирамидой», чаще всего обладает одним или сразу несколькими внешними признаками:

1. Широкая реклама в СМИ, сети Интернет в том числе в социальных сетях, с обещанием высокой доходности.

2. Организация бизнеса на принципах сетевого маркетинга, когда доход участника (инвестора или вкладчика) формируется за счёт инвестиций/вложений новых привлекаемых им участников.

3. Отсутствует точное определение деятельности компании, физического лица или публичного проекта (заявление об уникальной деятельности).

4. Предусматриваются предварительные (специальные) взносы для последующего участия в деятельности компании или проекта.

5. Публичное обещание высокой доходности, значительно превышающей рыночный уровень.

6. Гарантирование высокой доходности, что запрещено на финансовом рынке, кроме банковских вкладов.

7. Использование в наименовании, символике, рекламных объявлениях слов и словосочетаний или символики, схожих с известными компаниями, брендами.

8. Неспособность компании, физического лица или публичного проекта подтвердить свою деятельность (направления размещения привлечённых средств, информацию об их размещении). Очень часто «финансовые пирамиды» заявляют о том, что они ведут свою деятельность в сферах, которые ассоциируются с высокой доходностью: нефтедобыча, золотодобыча, строительство, микрофинансовая деятельность, рынок Forex.

9. Привлечение денежных средств от населения для участия в различного рода программах, в том числе на приобретение автомобилей, квартир, земельных участков, товаров народного потребления, выступающих в качестве альтернативы банковскому кредиту.

10. Основанием для привлечения денежных средств от населения является договор займа или уникальный договор, не имеющий широкого распространения в финансово-хозяйственной практике, например, договор финансирования или договор целевого финансирования.

11. Договор сформулирован таким образом, что у компании, физического лица или публичного проекта отсутствуют какие-либо обязательства перед инвестором (вкладчиком) денежных средств.

12. Согласно договору возврат инвесторам (вкладчикам) денежных средств становится невозможным даже в случае прекращения договорных отношений и невыполнения обязательств со стороны компании, физического лица или публичного проекта.

13. Интернет-сайт является некачественным, очень часто размещён на бесплатных хостинговых центрах.

14. Интернет-сайт зарегистрирован в офшорной юрисдикции и при этом содержит информацию только на русском языке.

15. Отсутствие на интернет-сайте публикации учредительных документов, если «финансовая пирамида» организована в форме юридического лица, отсутствие какой-либо информации о финансовом положении компании (отчётов, балансов и т.п.).

16. Анонимность – отсутствие конкретной информации об учредителях и руководителях компании или проекта (фамилия, имя, отчество, биография).

17. Отсутствие информации о собственных основных средствах, других дорогостоящих активах.

18. Регистрация компании в офшорной юрисдикции, если «финансовая пирамида» организована в форме юридического лица.

19. Отсутствие публичного офиса или наличие исключительно номинального офиса, например, по месту регистрации юридического лица или месту проживания физического лица.

20. Компания – «финансовая пирамида» (её интернет-сайт) зарегистрирована за несколько месяцев до начала активной деятельности по привлечению денежных средств.

21. Отсутствие лицензии на осуществление деятельности по привлечению денежных средств или иной лицензии.

При оценке организации, физического лица или публичного проекта рекомендуется учитывать, что обладание вышеуказанными признаками лишь косвенно свидетельствует о наличии признаков содержания «финансовой пирамиды» (каждая «финансовая пирамида» обладает одним или несколькими указанными признаками, но не каждая организация, физическое лицо или публичный проект, обладающее указанными признаками, является «финансовой пирамидой»).

Loading